<<назад
ПАТРИСИЯ САОТОМЭ: МЕНЯ ПРИВЛЕКАЕТ РОМАНТИКА МЕЧА
Сьюзен Пэрри(Интервью)
Что Вы искали, когда впервые начали заниматься Айкидо?
Если быть совершенно честной, то силу — личную силу. Нечто, для чего жить, что–то, чем жить. Когда я впервые начала заниматься Айкидо, я думала, что его цель — позволять людям контролировать ситуации, контролировать людей.
Позже моя цель развилась в попытки понимать людей лучше и контролировать саму себя. Когда вы прикасаетесь к людям и чувствуете, как они двигаются, вы начинаете кое–что понимать о них.
За те годы, что я занимаюсь Айкидо, я стала заботится о людях больше, чем когда–либо. Вы находитесь рядом с ними, вы тренируетесь вместе с ними, вы стараетесь понять их. И невозможно не любить их. Когда вы тренируетесь, вы видите их хорошие качества и плохие, и это заставляет вас видеть хорошие и плохие качества в себе — именно из взаимодействия, соприкасания, тренировки, обучения. В этом особенность, я думаю.
На Вас нападали когда–нибудь на улице?
О, была пара случаев, но ничего действительно серьёзного.
Однажды ко мне подскочили три парня. Я шла из Сильвер Спринг к дому, который мы только что арендовали. Было около 11 часов ночи. Один из парней набросился сзади и сбил меня с ног. Падая, я отшвырнула сумку в сторону. Когда они не последовали за ней, я знала, что это не очень серьёзно. Они затеяли это для забавы — просто хотели кого–нибудь напугать.
Я поднялась, второй бросился ко мне, и я закончила приём, сидя верхом на нём, держа руку на его горле. Он начал кричать: «Уберите её от меня!». Эти крики наделали много шума. Огни начали зажигаться, и парни, атаковавшие меня, тотчас убежали. Это не стало большой проблемой.
Когда вы этого не ожидаете, и вам наносят удар сзади, вы падаете; вы не можете обманывать себя насчет удержания центра и равновесия. Но что важно, так это знать, как подняться опять и как оставаться спокойным.
Как можно этому научиться?
Только через практику — просто выходя и тренируясь со многими людьми. Дело не только в том, чтобы слушать, что говорит сэнсэй, но и видеть, каким образом действуют другие люди — учиться на том, как двигаются пришедшие в зал новички. Когда человек делает что–то совершенно неожиданное, вы плохо понимаете, как его контролировать. Как вы можете предотвратить такое его действие? Тренируясь.
Вы известны своей работой с оружием...
Я люблю оружие — с самого начала, вот в чём дело. Когда я в первый раз взяла боккэн, я почувствовала себя полной сил. Я сказала: «О, мне это нравится!»
Я знаю, что айкидоки не должны иметь любимый вид оружия, но меня привлекает романтика меча. Я люблю дзё, но это совсем не то, что меч — тяжёлый, холодный, стальной.
Что для Вас было самым трудным в тренировках с оружием?
Хороший вопрос...
Какая самая трудная часть в любой практике Айкидо? Ирими, вхождение.
Что Вы говорите новичкам, которые страшатся боккэна?
Это, возможно, звучит глупо, но я говорю им, что находясь дома, им следует ходить с боккэном, носить его везде, размахивать им всюду. Со временем меч станет удобным. Я думаю, что важно просто привыкнуть к весу. И, чем удобнее вам будет с боккэном дома, тем комфортнее будет с ним на тренировке.
Выполняете ли Вы много субури?
Нет, раньше я делала субури — просто для себя — удар, удар, удар, удар, удар... Но больше не делаю. Теперь я выполняю парные упражнения с оружием.
Я слышала о людях, имеющих травмы сухожилий после практики субури. Как Вы думаете, полезна ли такая практика для людей?
Я считаю, что это очень ценная тренировка, но я думаю также, что вы должны быть очень внимательны, как и в каждом другом виде тренировки. Если вы перенапрягаетесь, когда наносите удар, вы можете повредить локоть или плечо. И, аналогично, люди, получившие травмы при выполнении субури, перенапряглись — или, возможно, делали субури, которое было слишком тяжёлым для них. В тренировках такого типа надо использовать здравый смысл.
Я слышала, что сэнсэй Мицуги Саотомэ сказал, что основная цель выполнения субури — заставить вас так устать, чтобы вы не могли использовать силу при нанесении ударов. Вы должны позволить мечу выполнять работу.
Вы, конечно, практикуете систему кумитачи (движения с мечами в парах) Саотомэ сэнсэя...
О, Боже — изучение кумитачи! Я никогда не хотела делать правильные движения. Просто заставить себя выполнить «форму» — это целая вечность. Кумитачи ката учит дистанции и согласованности во времени. Я твёрдо уверена, что техника без оружия у любого студента никогда не вырастет выше определённой точки, пока он не будет работать над дистанцией и выбором времени с оружием. В практике кумитачи студенты становятся более фокусированными, концентрация усиливается.
После тренировки кумитачи вы также становитесь смелее, когда возвращаетесь к технике без оружия — и ваша техника становится чище. Вы можете «выкрутиться», имея «грязную» технику без оружия, но вы не сможете это сделать с оружием. Работа с оружием заставляет вас выполнять технику чисто.
Кумитачи ката даёт вам формулу для движений — набор реакций для определённых ситуаций. В практике кумитачи мы тренируем определённый ответ на конкретную атаку — снова и снова. Немного спустя этот ответ становится для нас естественным. И затем мы практикуем другой ответ на ту же самую атаку, пока он тоже не станет естественным для нас. Затем, когда кто–то выполняет атаку в свободном стиле, соответствующий ответ просто случается сам по себе, безо всякой мысли о нём. Я думаю, что в этом — ценность кумитачи ката.
Вот поэтому практика кумитачи очень мощная — особенно, когда двое людей, которые знают ката, становятся очень свободными при выполнении ката. Я не знаю, как изложить это — это как если двое дерутся. Никто не думает; они оба реагируют, двигаются, и что–то со стороны контролирует весь процесс.
Что изменилось, когда Вы перешли от заранее определённого набора движений к свободному стилю?
В свободном стиле вы не знаете, какая должна быть реакция, поэтому вы не можете думать об этом, вы просто вынуждены реагировать.
Следует добавить, что свободный стиль с оружием может быть очень опасным. Оба человека должны иметь хорошую базовую подготовку в работе с оружием. Они должны знать кумитачи. Им следует иметь хорошие блоки и хорошие удары — совсем немного формы. У них должно быть много уважения друг к другу, и они должны понимать существующую опасность.
Можете ли Вы охарактеризовать себя как человека, который любит быть «на краю», где так захватывает дух?
Я думаю, что это, действительно, так.
Я считаю, именно поэтому большинство людей пришли в этот вид тренировки. Они хотят быть «на краю», хотят увидеть, какая у них будет реакция в состоянии нервного напряжения.
Были ли у Вас когда–нибудь травмы при работе с оружием?
Так, пустяки. Посмотрите на мои костяшки пальцев! Они были повреждены до того, как мы начали использовать синаи (бамбуковые тренировочные мечи).
Большинство людей в Айкидо используют боккэн без цубы (ручной гарды). Как Вы думаете, хорошая ли идея — использовать цубу на боккэне?
Я думаю, это очень хорошая идея.
Иногда вы просто должны одеть цубу и не беспокоиться о том, что пальцы будут разбиты. Если вы — музыкант или машинистка, я бы посоветовала быть осторожным. Но иногда вы просто должны установить цубу и не беспокоиться об этом.
Те случаи, когда вы поранили руки — было ли это из–за того, что Вы совершили ошибки?
О, конечно, что–то определённо было неправильно.
Я думаю, что самая большая проблема — это нарастание нервного напряжения до точки, когда становишься невосприимчивым. Если кто–то наносит удар, и вы «тяните» с ответным блоком, это — опасно. Гораздо безопаснее сделать блок и перейти к следующему движению, чем «зависнуть» на блоке. Я действительно считаю, что большинство случаев травматизма происходит при возрастании напряжения и неспособности реагировать.
Айкидо — несоревновательно. Но можно ли сказать, что в тренировке с оружием есть некоторый смысл в том, что один противник должен доминировать над другим?
«Доминировать» — это неверно звучит. Может, лучше было бы сказать, что в тренировке с оружием важно «отдать всё, что имеешь».
Вы должны быть как бы «снаружи». Ваша концентрация должна быть сильной, и вы не можете отступать — даже в заранее спланированном ката. Концентрация и намерение должны присутствовать даже тогда, когда вы знаете, что в ката вы должны проиграть. Вы должны вложить всё, что у вас есть.
Конечно, бывают в ката случаи, когда вы двигаетесь назад, и кажется, что отступаете. Но Сузуки сэнсэй (один из первых учеников шихана Саотомэ) однажды сказал об этом нечто очень важное. Он обучал технике, которая начинается с тэнкана, и сказал: «Даже хотя я делаю тэнкан, в душе я делаю ирими.» И, я думаю, что это многое оъясняет. Даже хотя вы можете повернуться или двигаться назад, весь ваш дух по–прежнему должен быть входящим и двигающимся вперед. Вы не пытаетесь сбежать; вы идёте прямо на линию атаки. Я думаю, что это ощущение — то, что людям нужно развивать.
Некоторые учителя Айкидо думают, что обучение оружию следует предлагать только «продвинутым» студентам. Что Вы думаете по этому поводу? Знакомил ли Вас Саотомэ сэнсэй с оружием, когда Вы только начали заниматься?
Как только Саотомэ сэнсэй приехал в США, он начал учить оружию. Каждый вечер у нас обычно было одно занятие без оружия и одно — с оружием. Это было очень важно: чем больше вы тренируетесь с оружием, тем комфортнее вы чувствуете себя при работе с ним, и тем более запрограммированными становятся ваши реакции.
Но я бы хотела сказать, что это, действительно, зависит от учителя — когда его или ее студентам следует начать тренироваться с оружием. Для того, чтобы учить оружию, человек должен очень комфортно себя с ним чувствовать и достаточно хорошо владеть им — потому что здесь много нюансов, всегда существует вероятность травмы, и потому что необходимо учить хорошей форме.
Имея 5–й дан (в настоящее время — 6–й дан; — прим. переводчика), Вы — среди самых высокотитулованных женщин В США...
Звание, в действительности, не значит так много, как люди думают.
Вы знаете других женщин в Айкидо, которые имеют такой же уровень?
Есть много женщин в Айкидо, с которыми я незнакома, потому что я также связана с тем, что делает сэнсэй. Когда у меня есть время куда–либо выбраться, я обычно еду на один из его семинаров. Это эгоистично; мне следует больше выходить и выезжать. Но у меня не так много времени, и Саотомэ сэнсэй является моим учителем. Поэтому, когда у меня появляется свободное время, я намереваюсь ехать туда, куда едет он.
Находите ли Вы какое–либо противоречие между тем, что вы являетесь женой Саотомэ сэнсэя и тем, что Вы — его ученица?
Ну, всегда существуют маленькие противоречия, но — это прозвучит странно — он — мой сэнсэй. Я была его ученицей до того, как стала его женой.
У нас есть кое–какие расхождения во мнениях по поводу некоторых вещей — просто обычные мелочи. Но у нас никогда не бывает разногласий по поводу того, что происходит на татами.
Имеют ли женщины преимущества в Айкидо?
В начале занятий — да. Как правило, женщины не полагаются на свои мускулы так сильно, как мужчины, и у них больше желания двигаться — потому что таким образом они тренируются всю свою жизнь. Я также думаю, что женщины — до некоторой степени более вероятно, чем мужчины — будут учиться чему–либо, чем биться над чем–то или бороться с чем–то. Поэтому, я считаю, что в самом начале женщины имеют преимущество.
Существуют ли какие–либо специфически — женские проблемы в Айкидо?
Я знаю, что были времена, когда к женщинам в боевых искусствах относились пристрастно. Но есть люди, которые по–разному относятся к маленьким и крупным людям, потому что одни — маленькие, а другие — большие.
Я говорю это к тому, что если люди не относятся к вам серьёзно, или заставьте их принимать вас всерьёз, или идите куда–нибудь в другое место, где вас ценят. Если думаете, что вас побьют, тренируйтесь усерднее, пока не сможете обращаться с этим человеком и «дать жару» в ответ. Или найдите другое место для тренировки. Я не вижу смысла в сидении в додзё, в котором мужчины не дают вам возможности тренироваться. Зачем оставаться? Зачем волноваться? Идите в какое–то другое место и становитесь сильнее.
Сэнсэй сказал: «Перед врагом не существует ни пола, ни возраста».
Перевод: Юлия Ким
вверх